Что должен знать репетитор английского языка о способностях к иностранным языкам

Существуют ли специальные способности к иностранным языкам?
Способности в психологии связываются с успешностью деятельности. Так, согласно определению психологического словаря, «способности – это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности». Мера способностей определяется количеством времени и труда , затрачиваемого на овладение учебным материалом.
Г.А. Китайгородская представляет иноязычную способность как принципиальную возможность овладения языком, присущую любому нормальному человеку, отмечая при этом, что люди различаются в реализации этой возможности: «Мы исходим из представления, что людей, неспособных овладеть иноязычной речью, нет, кроме случаев клинической патологии. Если человек говорит на родном языке, нет оснований считать, что он не сможет овладеть речью на ИЯ. Другой вопрос – какие для этого ему понадобятся сроки и усилия. Они неодинаковы и зависят от индивидуальных особенностей обучающихся, проявляются в стиле работы с языковым материалом, в особенностях общения с партнерами, в возможностях памяти и внимания, свойствах нервной системы».
Подробно структура иноязычной способности исследована в работах М.Г. Каспаровой, Н.С. Назаренко, Т.Н. Решетниковой и др. Репетитор английского языка, как и любой преподаватель иностранного языка, должен знать, что механическая память не является ведущим компонентом в структуре иноязычных способностей и может быть компенсирована другими компонентами, например, логической памятью. Психическими процессами, обуславливающими иноязычные способности, являются:
  • вербальная память,
  • вербальное мышление,
  • слуховое восприятие.
Обнаружено, что вербальное мышление сильно различается у способных и неспособных учащихся по:
  • гибкости (широте ассоциаций, подвижности словарного фонда, легкости перехода от одной темы к другой и т.д.);
  • глубине (понимание вербальной и невербальной информации, заложенной в текстах, пословицах, картинках и т.д.);
  • продуктивности (проявляется в объеме полноценной речевой продукции);
  • логичности рассуждений и т.д.
Слуховое восприятие также значительно различается у способных и малоспособных учащихся. У среднеспособных часто именно низкий уровень слухового восприятия препятствует успешному овладению ИЯ.
Отмечено, что указанные три психических фактора – вербальное мышление, логическая память и слуховое восприятие – являются ведущими и некомпенсируемыми компонентами в структуре иноязычных способностей. Их важно развивать на всех этапах обучения ИЯ. И это информация, которой должен владеть каждый репетитор английского языка.
Помимо психических процессов в структуру способностей включают личностные качества человека – эмоциональные (впечатлительность, эмоциональность, экспрессивность и др.) и коммуникативные качества (умение вступить в разговор, убедить собеседника и др.).
Уровень развития способностей также во многом зависит от задатков - природно-обусловленных особенностей нервной системы и мозга. Они, «во-первых, обусловливают разные пути и способы формирования способностей. Во-вторых, они влияют на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области и на быстроту развития способностей.
Задатки также определяют разные пути и способы осуществления учебной деятельности. Благодаря этому при разных задатках могут быть одинаковые способности (одинаково развитые) к ИЯ, если стиль учебной деятельности соответствует индивидуальным особенностям учащихся».
Вообще, подчеркивает М.Г. Каспарова, способности, как психические качества личности – довольно консервативные образования, развиваются медленно, требуют терпения, усилий и согласованных действий со стороны учителя и ученика. Хороший, вдумчивый репетитор английского (иностранного языка) может оказать тут неоценимую помощь.