Почему репетитору английского (иностранного) языка важно перед началом обучения определить индивидуально-психологические характеристики учащегося?

Внимание к личности ученика, провозглашаемое личностно-деятельностным подходом в психологии, должно выражаться в индивидуальном подходе к нему. Подлинная реализация репетитором английского (иностранного) языка индивидуального подхода заключается в выборе индивидуальной стратегии работы с учащимся, а она, в свою очередь, предполагает правильное определение его индивидуальной стратегии учебной деятельности, а также личностных качеств, способствующих или препятствующих успешному овладению ИЯ. Как известно, индивидуальный стиль деятельности определяется комплексом способностей, развивающихся на основе природных свойств нервной системы, а также комплексом личностных характеристик и особенностей эмоционально-волевой сферы (в определённой степени также зависящих от свойств нервной системы).
По мнению выдающегося отечественного психофизиолога Б.М. Теплова, «работа по выделению природных свойств нервной системы оправдывается тем, что она открывает дорогу к объяснению происхождения некоторых индивидуальных особенностей и к нахождению путей индивидуального подхода к человеку». По Б.М. Теплову, типологические свойства нервной системы входят в состав природных основ развития способностей, в состав так называемых «задатков».
В настоящее время считается доказанным, что индивидуальные стратегии учебной деятельности обусловлены природными особенностями (преобладанием первой или второй сигнальной системы, спецификой межполушарного взаимодействия, а также некоторыми качествами нервной системы – подвижностью или инертностью нервных процессов и др.), психологическими факторами, которые можно представить как оппозиции: сознательность – неосознанность, произвольность – непроизвольность, синтетичность – аналитичность, преобладание зрительной или слуховой модальности в приеме и сохранении информации. Важную роль при этом играет метод обучения, который призван актуализировать способности и помочь в решении проблем учащихся на пути усвоения ИЯ.
По мнению ряда авторов, осуществление индивидуального подхода к отдельным учащимся или группам учеников рационально начинать с тестирования для составления психологических портретов и разработки программы психолого-методической помощи или профилактики трудностей. В педагогических целях суждение об уровнях развития иноязычно-речевых способностей должно быть как бы программой их развития.
В настоящее время в литературе описано несколько типов, к которым сводится все индивидуальное многообразие учащихся по стратегии усвоения ИЯ.
  • Коммуникативный тип. Носители этого типа характеризуются высокой коммуникативной активностью, эмоциональностью; преобладанием интереса к устным видам РД; преимущественным развитием слуховой модальности восприятия и памяти над зрительной; равновесием произвольного и непроизвольного запоминания; практическим овладением языка, пренебрежением к теоретическим знаниям; быстрым развитием чувства языка; низким самоконтролем и чувством ответственности; склонностью к лидерству в группе и т.д.

  • Лингвистический тип характеризуется интровертированой направленностью; интересом к языковой системе и рецептивным видам РД; преобладанием произвольности и сознательности в учебно-речевой деятельности; лучшим развитием зрительного канала восприятия и памяти по сравнению со слуховым; медленным темпом аудирования; аналитическим стилем познавательной деятельности; тщательностью, высоким уровнем самоконтроля; низкой склонностью к лидерству и т.д.

  • Коммуникативно-лингвистический тип: общая интровертированная направленность личности, но высокая коммуникативная активность в учебной ситуации; интерес к языковой системе и всем видам РД; аналитико-синтетический стиль познавательной деятельности; средний уровень развития слуховой модальности, но слуховое непроизвольное запоминание находится на высоком уровне; зрительная произвольная память низкая, непроизвольная – средняя; высокий самоконтроль; склонность к лидерству, средневысокая – к сотрудничеству, средний уровень открытости и коллективизма при высокой организованности и ответственности и т.д.
Приведенное краткое описание типов овладения ИЯ свидетельствует о том, какими разными, даже противоположными индивидуальными характеристиками обладают ученики, какими психологически разными путями приходят они к усвоению учебного материала. Хороший репетитор английского (иностранного) языка непременно начнёт свою работу с конкретным учащимся с ознакомления с его уникальной учебной стратегией. Как показано, природные особенности нервной системы являются ведущим фактором, обуславливающим различие учащихся описанных типов.