Какой метод обучения английскому (иностранному) языку лучше?


Методический вопрос в обучении иностранным языкам не сходит со сцены уже много лет. Методы сменяют один другой. Каждый из известных сегодня основных методов обучения ИЯ в свое время считался новаторским, а когда время его проходило, заносился в список> не оправдавших себя, устаревших. Однако, по справедливому замечанию педагога А.В. Конышевой, не следует забывать, что «от каждого из этих методов тянутся в сегодняшний день ниточки открытий и заблуждений, успехов и неудач». Все существующие современные методы обучения ИЯ можно условно объединить в две большие группы, различающиеся по исходным посылкам и основанные на опыте обучения ИЯ либо через интуитивное усвоение в процессе коммуникации («коммуникативные» методы), либо через сознательное усвоение правил языка, его лексического и грамматического строя («традиционные» методы).
Между тем, проблема эффективного обучения иностранным языкам сегодня остра как никогда. Не будет преувеличением сказать, что практически каждый человек в современном мире испытывает необходимость в знании, как минимум, одного иностранного языка. При этом положение с обучением иностранным языкам никого не удовлетворяет ни в нашей стране, ни за рубежом. Сложилось мнение, согласно которому задача выучить иностранный язык в условиях отсутствия языковой среды относится к числу неразрешимых. Поэтому непрерывно продолжается поиск новых, эффективных путей решения этой проблемы.
Что же такое наилучший или универсальный метод? Универсальных методов не существует, считал известный русский языковед академик Л.В. Щерба. В каждом методе есть нечто ценное, чем надо воспользоваться, но едва ли в истории можно найти случаи, когда новые методы целиком могли бы решить существующую проблему. Все методы отличаются по характеру познавательной деятельности обучаемого и организующей деятельности обучающего. Даже сам создатель метода не может не заметить, что разница между отдельными учащимися велика, и иногда принципиальна для эффективности метода. Любой человек отличается от другого своими природными свойствами (возрастом, задатками) и особенностями познавательной и речевой деятельности, личностными характеристиками, контекстом деятельности, интересами, социальным статусом. С другой стороны, любой метод претерпевает изменения в зависимости от личных качеств учителя, от его сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков. Все это должно быть учтено для эффективного взаимодействия в процессе обучения.
При этом следует иметь в виду, что ни один метод не дает прямого учебного результата. Сначала применение метода стимулирует определенную учебную деятельность учащихся, и лишь потом, как результат этой деятельности, возникают у учащихся соответствующие знания и способы деятельности.
Решение проблемы многие видят в том, чтобы заимствовать лучшие, кем-то отобранные образцы и использовать их как готовые «методические шпаргалки». Однако, варианты чужого опыта должны служить лишь материалом для собственного творческого анализа учителя. Выбор методов требует знания возможностей и ограничений всех существующих методов обучения ИЯ, понимания, какие задачи и при каких условиях успешно решаются с помощью тех или иных методов, а для решения каких задач они бесполезны или малоэффективны. Это подразумевает знание психологических аспектов, лежащих в основе усвоения языковых средств, операций и действий с ними, обеспечивающих речевое общение. Учителю необходимо понимать, что ответ на вопрос «Как учить?» закономерно следует из того, кого он учит, чему и зачем. В связи с этим он должен знать возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, их уровень развития и интересы, цели и планы на будущее, а также возможности развития их способностей к овладению иностранным языком.
При этом нельзя забывать, что процесс обучения – это всегда творческий процесс, как со стороны учителя, так и со стороны учащегося, индивидуальный и неповторимый в каждом конкретном случае. Вот почему в современной педагогике на первый план выдвигается развитие творческих способностей учащихся, их способности к активной познавательной деятельности.
Всё вышесказанное смещает акцент с поиска универсального эффективного метода обучения на исследование индивидуально- психологических особенностей учащихся, их индивидуальных стилей учебной деятельности при усвоении ИЯ, а также на разработку систем методических приёмов, адекватных индивидуальным стилям обучения. Многими авторами отмечались значительные индивидуально-психологические различия в способностях учащихся к усвоению ИЯ (Беляев Б.В., Зимняя И.А., Кабардов М.К.).
Выдвигались идеи учёта этих различий при обучении ИЯ через посредство партикуляризации (разделения) учебных групп при интенсивном обучении (Каспарова М.Г.) или рекомендации определённого типа обучения – интенсивного или традиционного – для учащихся, обладающих разными индивидуальными стилями учебной деятельности (Кабардов М.К.). Однако, ни один из существующих методов обучения ИЯ не учитывает реально индивидуально-психологических различий обучающихся, что обусловливает низкую эффективность усвоения ИЯ большим числом учащихся.
Мы видим, что сложилась ситуация, когда многочисленные научные факты об индивидуальных различиях людей и методы обучения ИЯ сосуществуют как бы параллельно. При этом каждый из существующих методических подходов – «коммуникативный» или «традиционный» - эффективен при одних индивидуальных стилях учебной деятельности и неэффективен или малоэффективен при других. Более того, развивая одни способности и совершенно не уделяя внимания развитию других, каждый метод способствует формированию только ограниченного круга умений и навыков и не обеспечивает полноценного овладения всеми видами речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо) на ИЯ.
Таким образом, возникает необходимость исследования индивидуально-психологических особенностей учащихся в контексте их успешности при овладении теми или иными видами иноязычно-речевой деятельности и разработки на его основе методических приёмов обучения ИЯ, призванных компенсировать «недостатки» и максимально эффективно использовать «преимущества» индивидуальных конфигураций способностей к усвоению ИЯ.